0
Вторник, 19.03.2024, 10:06 Приветствую Вас Гость

Антижэк.рф

Главная | Регистрация | Вход | RSS

НЕЧЕСТНЫЙ СВЕТ

Опубликовано в газете «Южно-Сахалинск – твоя газета

№ 31 от 02-98 августа 2007 г.

 Нечестный свет для честных граждан

  http://www.sakhalin.info/weekly/45170/

Техника от перепадов электроэнергии жалобно верещит и приходит в негодность… Компьютер и холодильник – любимая семейная собственность, на которую покушается и часто губит обнаглевший энергетик. На днях (26 июля) несколько раз «виляло» напряжение, свет то угасал, то включался. Как узнать, кто виноват – «Сахалинэнерго» или ЖЭУ? Какие гражданско-правовые отношения существуют между жителями многоквартирного дома и энергоснабжающей организацией?

 

Наш читатель Алексей Владимирович Н. спрашивает: «…Хотелось бы услышать внятные объяснения энергетиков: из чего складываются тарифы на электроэнергию, почему они растут, а качество обслуживания лучше не становится? Переложили бремя своих расходов на плечи рядовых плательщиков! И кто ответит за сгоревшие электроприборы?»

За что платим?

Разберемся не спеша. Нас призывают к народовластию в сфере ЖКХ! Значит, неплохо бы народу разобраться – за что мы платим? По каким тарифам и кто эти тарифы устанавливает? При советской власти мы не имели таковой головной боли: она, власть, брала на себя все заботы по управлению коммуналкой, присылая каждому в положенный срок квитанцию с твердой суммой, не нагружая сложными подсчетами некомпетентное население. Хорошо ли, плохо ли с нами поступало государство? Но сегодня это «аукнулось».

Ведь народу предложили: возьмите и создайте свои ТСЖ. И не спросили, где мы возьмем такое  количество специалистов и просто умников? Спросите у любого прохожего, правильно ли город рассчитал тариф за электроэнергию и кто по закону это должен делать? Ответят единицы, а жаль. И прав наш читатель    необходимо самообразовываться, чтобы не вляпаться в очередной коммунальный абсурд. Руководствуясь правилом: если не ты  кого-то, то кто-то – тебя. 

Тариф никто не утверждал…

На наши вопросы ответил  член общественного Правозащитного центра Сахалинской области Сергей
Золочевский.

– Сергей Михайлович, механизм расчета и утверждения тарифа за коммунальные услуги – это сложная арифметика для юридически неграмотного и к тому же ленивого потребителя. Как проверить, соблюдены ли наши права?

– Прежде всего, необходимо гражданам определиться и осознать, что такое коммунальные услуги, как понятие. В трактовке п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, «коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях», а пунктом 6 Правил разъяснено, что «электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение».

Скажу прямо: на сегодняшний день у нас в городе тарифа на жилищно-коммунальные услуги для граждан, проживающих в многоквартирных домах, – нет, поскольку не определен исполнитель этих коммунальных услуг.

– Мы и так ходим по минному полю коммуналки, а вы..! Тарифы – есть, их утверждали органы местного самоуправления.

  Согласно п. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги для нанимателей жилья рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Экономически обоснованный тариф включает в себя затраты по предоставлению услуг и прибыль в размере не более 5 процентов, целевым образом направляемую на реконструкцию и модернизацию организаций ЖКХ. В затраты входят: электроэнергия, топливо, амортизация, заработная плата и отчисления, материалы, цеховые и общехозяйственные расходы. Структура затрат зависит от вида услуг. Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на услуги ЖКХ производится главами администраций городов и районов только на основании независимой экспертизы обоснованности затрат. Это знают и наши руководители.

Однако городское Собрание утверждало не тариф, а некую методику расчета якобы за оказанные коммунальные услуги (решение ГС г. Южно-Сахалинска от 21.12.2005 № 96/8-05-3 «О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН, ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ», а мэр города своим постановлением от 28 ноября 2006 г. № 2224 утвердил (обращаю внимание!) тарифы не на коммунальные услуги, а некие «услуги горячего водоснабжения» от поставщика ОАО «Сахалинская коммунальная компания» и т. д., что  совершенно не стыкуется с законом, поскольку уже упоминаемым общероссийским Классификатором услуг такие услуги не предусмотрены и ГОСТом не нормируются.

 Есть такое понятие «коммунальный ресурс» – это стоимость товара (электроэнергии, тепловой энергии), умножаемый на количество потребленной энергии. Но коммунальная услуга складывается из многих составляющих – первая и основная, если говорить об отоплении (теплоснабжении) и электроснабжении, то энергия (товар) составляет все 90 процентов тарифа. Электроэнергию гарантирующий поставщик поставляет к стенке дома. А дальше ее принимает ЖЭУ и ведет распределение, обслуживание сетей,
т. е. несет соответствующие затраты.

– Значит, исполнитель несет свои затраты?

– Именно. Затраты исполнителя коммунальных услуг, которые должны быть тоже включены в тариф, плюс нормированная прибыль исполнителя коммунальных услуг. Иное, иначе как лукавство, не назвать. Не являясь исполнителем коммунальных услуг, поставляя электрическую и тепловую энергию к многоквартиным домам на границу балансовой принадлежности, «Сахалинэнерго» в квитанции пишет не «тепловая энергия», а теплоснабжение или отопление.  Лукавство все это в  чистейшем  виде.

Данная ситуация чревата тем, что «Сахалинэнерго» как сторона, продающая энергоресурсы по договору энергоснабжения, не несет ответственности за качество оказываемых коммунальных услуг, а жилищно-эксплуатационная организация не отвечает за уровень предоставления гражданину таких услуг, поскольку не участвует в договорных отношениях по их оказанию.

Товар или услуга?

– Разве это не одно и то же?

– Электрическая и тепловая энергия – это товар. А электроснабжение и отопление (теплоснабжение), согласно общероссийскму Классификатору услуг, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г.
№ 163 и п. 4.5.6 ГОСТ 50646 – 94 «Услуги населению. Термины и определения», и п. 3.1. ГОСТ Р 51617-2000 ГОСТ «Жилищно-коммунальные услуги». Общие технические условия, а также п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» определяются как «...деятельность исполнителя коммунальных услуг…». Поскольку граница ответственности «Сахалинэнерго» заканчивается на внешней стене многоквартирного дома, следовательно, такой деятельности как предоставление коммунальных услуг – не осуществляет.

– Эти границы  ответственности подтверждены законом?

– Есть соответствующее постановление правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г., которым утверждены «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», где п. 8 определены границы сетей многоквартирных домов и зоны ответственности ресурсоснабжающих организаций. Там четко сказано, что граница ответственности и балансовой принадлежности – вот тут! Следующий, кто получает электроэнергию – сети дома, которыми занимаются муниципальные организации, которые их обслуживают и ими владеют, то есть ЖПЭТ.

Коммунальная услуга – это не что иное, как действие исполнителя по созданию комфортных условий проживания граждан. Обращаю внимание, «действие», но не товар. Товар – нечто овеществленное, материальное.

Чтобы получить коммунальную услугу, например, отопление, нужно купить тепловую энергию, произвести соответствующую регулировку во внутридомовых сетях, подать ее в квартиру, обеспечить соответствующую вентиляцию, теплоизоляцию стен и окон, в подъезде обеспечить закрытые двери и окна. Этой деятельностью, повторю, «Сахалинэнерго» не занимается, а коль так, то и платить граждане не обязаны.

– Не может быть, чтобы в компании «Сахалинэнерго» этого не знали.

– Что вы, там работает армия компетентных маститых юристов. Вывод один – все делается по заказу, намеренно. Недавно прошел судебный процесс по делу признания договора на электроснабжение недействительным и ничтожным. Мы представили разъяснения советника президента Дмитрия Гордеева по вопросам коммунальных услуг, где сказано, что граждане многоквартирного дома не могут быть абонентами по договору купли-продажи электрической и тепловой энергии, равно и воды как товара. Они могут быть только потребителями коммунальных услуг. Так говорит закон. Однако в нашем городе существует иная практика.

– Опять же, попрошу вас подтвердить сказанное – законом …

– Это очень пространный вопрос, я могу для интересующихся посоветовать прочесть в специальном журнале «Жилищное право», № 3, 2001 г., статью «О заключении прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и населением», а также в № 8 за 2006 г, «Новые подходы к правовому регулированию предоставления коммунальных услуг».

Правительство РФ утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые определяют порядок предоставления и оплаты. Там говорится только об оплате за коммунальные услуги.

Закон позволяет…

– Потребитель говорит просто: «У меня отключили свет!», а товар это или услуга – никто не задумывается. Очевидно, в этом должны разбираться юридически ответственные лица. Кто именно?

– Последним пунктом этого постановления сказано: контроль за исполнением возложить на субъекты Федерации и местное самоуправление в лице администрации области и города. Однако это постановление не исполняется, так как орган местного самоуправления «сам себя контролирует», игнорируя и Жилищный кодекс, и постановление правительства. Ссылается на статью 57 Устава города о правах, наделенных местным самоуправлением в области регулирования предоставления коммунальных услуг. Поднимите Устав    нет там этого. Жилищный кодекс (ст. 12, 13, 14) четко распределяет, что находится в ведении правительства, субъекта Федерации и местного самоуправления. Так вот, субъектам Федерации, местному самоуправлению не дано права устанавливать иные правила предоставления и оплаты коммунальных услуг, чем те,  которые уже установлены правительством РФ.

О чем можно говорить, если даже главный государственный  инспектор по ЖКХ
М. И. Селегенева (письмо исх. № 02-07-900 от 27.07.06 г.) пишет о том, что «в настоящее время в муниципальном образовании «г. Южно-Сахалинск» действует единый порядок предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, утвержденный постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от
5 марта 2005 г. № 434 и решением городского Собрания от 24 декабря 2004 г. № 814/101-04-2».

Это пишет госчиновник, который наверняка знает, что органом местного самоуправления превышены полномочия. При таком «государственном контроле со стороны «жилинспекции» наши отцы города пошли дальше и возродили так называемое «телефонное право»:

Например, один из чиновников заключил с ОП  «Энергосбыт» и ОАО «Сахалинэнерго» весьма интересный договор
№ 110285 от 2 декабря 2005 года, согласно его пункту 3.1.17, «не производить подключения к своим сетям потребителей без согласования подключения с ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ и при отсутствии договора энергоснабжения, заключенного между потребителем и ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, в том числе потребителей, отключенных за дебиторскую задолженность».

П. 3.1.18: «Исполнять в установленные в телефонограмме сроки все указания энергоснабжающей организации (в лице Южно-Сахалинского ОП «Энергосбыт») по отключению в подаче электроэнергии абонентам-неплательщикам и потребителям, не заключившим договор энергоснабжения с ЭСО (физических, юридических и приравненнных к ним лиц) в своих электроустановках. Перечень абонентов–неплательщиков представляется Южно-Сахалинским отделением ОП «Энергосбыт» за трое суток до указанной даты отключения.

Вот так нас понуждают заключать прямые договоры...

– Значит, наши права потребителя нарушены? Если такое происходит, значит, закон – позволяет.

– Подпункт 2 п. 3 ст.  11. Жилищного кодекса гласит: «Защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения».

А потребовать возвратить миллиарды рублей, которые уже отняты у безграмотного населения, некому. Прокуратура молчит, на многочисленные обращения граждан ответ один – «не усматривает необходимости мер прокурорского реагирования». И, как «высший пилотаж», даже термин новый прокурором города придуман – «поставщик коммунальных услуг». 

 А вот прокуратура Омской области,  по данным РИА «Сибирь», Омск,   http://ria-sibir.ru, считает незаконным переход на прямые договорные отношения между «Омскэнерго» и населением.

Неправильным представляется прокуратуре и порядок взимания платы компанией «Омскэнерго» с граждан «как бы» за оказание услуг. Согласно нормам Жилищного кодекса, собственники помещений должны вносить плату за коммунальные услуги в организацию, которая осуществляет управление домом, например, предприятие жилищно-коммунального хозяйства. Прокуратура области внесла представление на имя генерального директора «Омскэнерго» с требованием устранения данных нарушений.

– Сергей Михайлович, вернемся к первому вопросу. Тариф у нас все же есть. Допустим, это тариф на товар, который установила РЭК. По-вашему, его удастся сдерживать или ждать скачка вверх?

– Все дело в определениях – вы автоматически и ошибочно ставите знак равенства между отпускной ценой товара и ценой коммунального ресурса.

Тариф товара – да! Есть – отпускная цена товара, по которой «Сахалинэнерго» отпускает тепловую и электроэнергию к стене многоквартирного дома. Но это – не коммунальная услуга. Энергия в коммунальную услугу для граждан трансформируется именно во внутридомовых сетях, которые обслуживают ЖПЭТ.  Они регулируются по-разному, имеют свои ГОСТы. Выходит, что граждане сегодня платят по счетам незаконно.

 

Беседовала Елена Герцен.

 

P.  S. Невольно задумаешься, а стоит ли организовывать ТСЖ, чтобы потом, запутавшись в дебрях витиеватых законов и не сумев обеспечить качественными коммунальными услугами жителей, потом на коленях приползти к тому же, от чего так стремились уйти.

Открыв  п. 2 ст. 4 (Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики) закона «Об электроэнергетике», я прочла:

1. Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

2. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

А открыв ст. 55 Гражданского кодекса «Представительства и филиалы»: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства». Стоит всем задуматься, законна ли деятельность Южно-Сахалинского отделения ОП «Энергосбыт»? Кому и зачем мы платим деньги?

Хочется верить, что специалисты «Сахалинэнерго», Роспотребнадзора и надзорных органов власти смогут без труда нам ответить на животрепещущий вопрос – может ли (имеет ли право) или обязана оказывать коммунальные услуги тепло- и электроснабжающая организация? И где граница, на которой товар трансформируется в услугу? Что утверждало городское Собрание? И зачем создано это южно-сахалинское отделение ОП «Энергосбыт», нарушающее наше право не быть обманутыми.

 

 

Форма входа
Поиск
Наш опрос
Сколько платите в месяц за ЖК услуги ?
Всего ответов: 115
Статистика