Опубликовано в газете
«Южно-Сахалинск – твоя газета
№ 31 от 02-98 августа
Нечестный свет для честных граждан
http://www.sakhalin.info/weekly/45170/
Техника от перепадов электроэнергии жалобно верещит и
приходит в негодность… Компьютер и холодильник – любимая семейная
собственность, на которую покушается и часто губит обнаглевший энергетик. На
днях (26 июля) несколько раз «виляло» напряжение, свет то угасал, то включался.
Как узнать, кто виноват – «Сахалинэнерго» или ЖЭУ? Какие гражданско-правовые
отношения существуют между жителями многоквартирного дома и энергоснабжающей
организацией?
Наш читатель
Алексей Владимирович Н. спрашивает: «…Хотелось бы услышать внятные объяснения
энергетиков: из чего складываются тарифы на электроэнергию, почему они растут,
а качество обслуживания лучше не становится? Переложили бремя своих расходов на
плечи рядовых плательщиков! И кто ответит за сгоревшие электроприборы?»
За
что платим?
Разберемся не
спеша. Нас призывают к народовластию в сфере ЖКХ! Значит, неплохо бы народу
разобраться – за что мы платим? По каким тарифам и кто эти тарифы
устанавливает? При советской власти мы не имели таковой головной боли: она,
власть, брала на себя все заботы по управлению коммуналкой, присылая каждому в
положенный срок квитанцию с твердой суммой, не нагружая сложными подсчетами
некомпетентное население. Хорошо ли, плохо ли с нами поступало государство? Но
сегодня это «аукнулось».
Ведь народу
предложили: возьмите и создайте свои ТСЖ. И не спросили, где мы возьмем
такое количество специалистов и просто
умников? Спросите у любого прохожего, правильно ли город рассчитал тариф за
электроэнергию и кто по закону это должен делать? Ответят единицы, а жаль. И
прав наш читатель – необходимо самообразовываться, чтобы не
вляпаться в очередной коммунальный абсурд. Руководствуясь правилом: если не
ты кого-то, то кто-то – тебя.
Тариф
никто не утверждал…
На наши вопросы
ответил член общественного
Правозащитного центра Сахалинской области Сергей
Золочевский.
– Сергей
Михайлович, механизм расчета и утверждения тарифа за коммунальные услуги – это
сложная арифметика для юридически неграмотного и к тому же ленивого
потребителя. Как проверить, соблюдены ли наши права?
– Прежде всего,
необходимо гражданам определиться и осознать, что такое коммунальные услуги,
как понятие. В трактовке п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая
Скажу прямо: на
сегодняшний день у нас в городе тарифа на жилищно-коммунальные услуги для граждан,
проживающих в многоквартирных домах, – нет, поскольку не определен исполнитель
этих коммунальных услуг.
– Мы и так ходим
по минному полю коммуналки, а вы..! Тарифы – есть, их утверждали органы
местного самоуправления.
– Согласно п. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за
коммунальные услуги для нанимателей жилья рассчитывается по тарифам,
установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Экономически
обоснованный тариф включает в себя затраты по предоставлению услуг и прибыль в
размере не более 5 процентов, целевым образом направляемую на реконструкцию и
модернизацию организаций ЖКХ. В затраты входят: электроэнергия, топливо,
амортизация, заработная плата и отчисления, материалы, цеховые и
общехозяйственные расходы. Структура затрат зависит от вида услуг. Федеральным
законодательством закреплено, что установление тарифов на услуги ЖКХ
производится главами администраций городов и районов только на основании
независимой экспертизы обоснованности затрат. Это знают и наши руководители.
Однако городское
Собрание утверждало не тариф, а некую методику расчета якобы за оказанные
коммунальные услуги (решение ГС г. Южно-Сахалинска от 21.12.2005 № 96/8-05-3 «О
ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН, ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ», а мэр
города своим постановлением от 28 ноября
Есть такое понятие «коммунальный ресурс» – это
стоимость товара (электроэнергии, тепловой энергии), умножаемый на количество
потребленной энергии. Но коммунальная услуга складывается из многих
составляющих – первая и основная, если говорить об отоплении (теплоснабжении) и
электроснабжении, то энергия (товар) составляет все 90 процентов тарифа.
Электроэнергию гарантирующий поставщик поставляет к стенке дома. А дальше ее
принимает ЖЭУ и ведет распределение, обслуживание сетей,
т. е. несет соответствующие затраты.
– Значит,
исполнитель несет свои затраты?
– Именно. Затраты
исполнителя коммунальных услуг, которые должны быть тоже включены в тариф, плюс
нормированная прибыль исполнителя коммунальных услуг. Иное, иначе как
лукавство, не назвать. Не являясь исполнителем коммунальных услуг, поставляя
электрическую и тепловую энергию к многоквартиным домам на границу балансовой
принадлежности, «Сахалинэнерго» в квитанции пишет не «тепловая энергия», а
теплоснабжение или отопление. Лукавство
все это в чистейшем виде.
Данная ситуация
чревата тем, что «Сахалинэнерго» как сторона, продающая энергоресурсы по
договору энергоснабжения, не несет ответственности за качество оказываемых
коммунальных услуг, а жилищно-эксплуатационная организация не отвечает за
уровень предоставления гражданину таких услуг, поскольку не участвует в договорных
отношениях по их оказанию.
Товар
или услуга?
– Разве это не
одно и то же?
– Электрическая
и тепловая энергия – это товар. А электроснабжение и отопление
(теплоснабжение), согласно общероссийскму Классификатору услуг, утвержденному
постановлением Госстандарта РФ от 28 июня
№ 163 и п. 4.5.6 ГОСТ 50646 – 94 «Услуги населению. Термины и определения», и
п. 3.1. ГОСТ Р 51617-2000 ГОСТ «Жилищно-коммунальные услуги». Общие технические
условия, а также п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам»
определяются как «...деятельность исполнителя коммунальных услуг…». Поскольку
граница ответственности «Сахалинэнерго» заканчивается на внешней стене
многоквартирного дома, следовательно, такой деятельности как предоставление
коммунальных услуг – не осуществляет.
– Эти
границы ответственности подтверждены
законом?
– Есть
соответствующее постановление правительства РФ № 491 от 13 августа
Коммунальная услуга – это не что иное, как действие исполнителя по созданию комфортных условий проживания граждан. Обращаю внимание, «действие», но не товар. Товар – нечто овеществленное, материальное.
Чтобы получить
коммунальную услугу, например, отопление, нужно купить тепловую энергию,
произвести соответствующую регулировку во внутридомовых сетях, подать ее в
квартиру, обеспечить соответствующую вентиляцию, теплоизоляцию стен и окон, в
подъезде обеспечить закрытые двери и окна. Этой деятельностью, повторю,
«Сахалинэнерго» не занимается, а коль так, то и платить граждане не обязаны.
– Не может быть,
чтобы в компании «Сахалинэнерго» этого не знали.
– Что вы, там
работает армия компетентных маститых юристов. Вывод один – все делается по
заказу, намеренно. Недавно прошел судебный процесс по делу признания договора
на электроснабжение недействительным и ничтожным. Мы представили разъяснения
советника президента Дмитрия Гордеева по вопросам коммунальных услуг, где
сказано, что граждане многоквартирного дома не могут быть абонентами по
договору купли-продажи электрической и тепловой энергии, равно и воды как
товара. Они могут быть только потребителями коммунальных услуг. Так говорит
закон. Однако в нашем городе существует иная практика.
– Опять же,
попрошу вас подтвердить сказанное – законом …
– Это очень
пространный вопрос, я могу для интересующихся посоветовать прочесть в
специальном журнале «Жилищное право», № 3,
Правительство РФ
утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые
определяют порядок предоставления и оплаты. Там говорится только об оплате за
коммунальные услуги.
Закон
позволяет…
– Потребитель
говорит просто: «У меня отключили свет!», а товар это или услуга – никто не
задумывается. Очевидно, в этом должны разбираться юридически ответственные
лица. Кто именно?
– Последним
пунктом этого постановления сказано: контроль за исполнением возложить на
субъекты Федерации и местное самоуправление в лице администрации области и
города. Однако это постановление не исполняется, так как орган местного
самоуправления «сам себя контролирует», игнорируя и Жилищный кодекс, и
постановление правительства. Ссылается на статью 57 Устава города о правах,
наделенных местным самоуправлением в области регулирования предоставления
коммунальных услуг. Поднимите Устав
– нет там этого. Жилищный кодекс
(ст. 12, 13, 14) четко распределяет, что находится в ведении правительства,
субъекта Федерации и местного самоуправления. Так вот, субъектам Федерации,
местному самоуправлению не дано права устанавливать иные правила предоставления
и оплаты коммунальных услуг, чем те,
которые уже установлены правительством РФ.
О чем можно
говорить, если даже главный государственный
инспектор по ЖКХ
М. И. Селегенева (письмо исх. № 02-07-900 от 27.07.06 г.) пишет о том, что «в
настоящее время в муниципальном образовании «г. Южно-Сахалинск» действует
единый порядок предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, утвержденный
постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от
5 марта
Это пишет
госчиновник, который наверняка знает, что органом местного самоуправления
превышены полномочия. При таком «государственном контроле со стороны «жилинспекции»
наши отцы города пошли дальше и возродили так называемое «телефонное право»:
Например, один
из чиновников заключил с ОП «Энергосбыт»
и ОАО «Сахалинэнерго» весьма интересный договор
№ 110285 от 2 декабря 2005 года, согласно его пункту 3.1.17, «не производить
подключения к своим сетям потребителей без согласования подключения с ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ и при отсутствии договора энергоснабжения, заключенного между
потребителем и ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, в том числе потребителей,
отключенных за дебиторскую задолженность».
П. 3.1.18:
«Исполнять в установленные в телефонограмме сроки все указания энергоснабжающей
организации (в лице Южно-Сахалинского ОП «Энергосбыт») по отключению в подаче
электроэнергии абонентам-неплательщикам и потребителям, не заключившим договор
энергоснабжения с ЭСО (физических, юридических и приравненнных к ним лиц) в
своих электроустановках. Перечень абонентов–неплательщиков представляется
Южно-Сахалинским отделением ОП «Энергосбыт» за трое суток до указанной даты
отключения.
Вот так нас
понуждают заключать прямые договоры...
– Значит, наши
права потребителя нарушены? Если такое происходит, значит, закон – позволяет.
– Подпункт 2 п.
3 ст. 11. Жилищного кодекса гласит:
«Защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и
пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения».
А потребовать
возвратить миллиарды рублей, которые уже отняты у безграмотного населения,
некому. Прокуратура молчит, на многочисленные обращения граждан ответ один –
«не усматривает необходимости мер прокурорского реагирования». И, как «высший
пилотаж», даже термин новый прокурором города придуман – «поставщик
коммунальных услуг».
А вот прокуратура Омской области, по данным РИА «Сибирь», Омск, http://ria-sibir.ru, считает
незаконным переход на прямые договорные отношения между «Омскэнерго» и
населением.
Неправильным
представляется прокуратуре и порядок взимания платы компанией «Омскэнерго» с
граждан «как бы» за оказание услуг. Согласно нормам Жилищного кодекса,
собственники помещений должны вносить плату за коммунальные услуги в
организацию, которая осуществляет управление домом, например, предприятие
жилищно-коммунального хозяйства. Прокуратура области внесла представление на
имя генерального директора «Омскэнерго» с требованием устранения данных
нарушений.
– Сергей
Михайлович, вернемся к первому вопросу. Тариф у нас все же есть. Допустим, это
тариф на товар, который установила РЭК. По-вашему, его удастся сдерживать или
ждать скачка вверх?
– Все дело в
определениях – вы автоматически и ошибочно ставите знак равенства между
отпускной ценой товара и ценой коммунального ресурса.
Тариф товара –
да! Есть – отпускная цена товара, по которой «Сахалинэнерго» отпускает тепловую
и электроэнергию к стене многоквартирного дома. Но это – не коммунальная
услуга. Энергия в коммунальную услугу для граждан трансформируется именно во
внутридомовых сетях, которые обслуживают ЖПЭТ.
Они регулируются по-разному, имеют свои ГОСТы. Выходит, что граждане
сегодня платят по счетам незаконно.
Беседовала Елена
Герцен.
P. S. Невольно задумаешься, а стоит ли
организовывать ТСЖ, чтобы потом, запутавшись в дебрях витиеватых законов и не
сумев обеспечить качественными коммунальными услугами жителей, потом на коленях
приползти к тому же, от чего так стремились уйти.
Открыв п. 2 ст. 4 (Правовое регулирование отношений
в сфере электроэнергетики) закона «Об электроэнергетике», я прочла:
1. Нормативные
правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере
электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами
правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной
власти.
2. Органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе
принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в
сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
А открыв ст. 55
Гражданского кодекса «Представительства и филиалы»: представительством является
обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его
нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет
их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или
их часть, в том числе функции представительства». Стоит всем задуматься,
законна ли деятельность Южно-Сахалинского отделения ОП «Энергосбыт»? Кому и
зачем мы платим деньги?
Хочется верить,
что специалисты «Сахалинэнерго», Роспотребнадзора и надзорных органов власти
смогут без труда нам ответить на животрепещущий вопрос – может ли (имеет ли
право) или обязана оказывать коммунальные услуги тепло- и электроснабжающая
организация? И где граница, на которой товар трансформируется в услугу? Что
утверждало городское Собрание? И зачем создано это южно-сахалинское
отделение ОП «Энергосбыт», нарушающее наше право не быть обманутыми.