|
0
НЕЧЕСТНЫЙ СВЕТОпубликовано в газете
«Южно-Сахалинск – твоя газета № 31 от 02-98 августа Нечестный свет для честных граждан http://www.sakhalin.info/weekly/45170/ Техника от перепадов электроэнергии жалобно верещит и
приходит в негодность… Компьютер и холодильник – любимая семейная
собственность, на которую покушается и часто губит обнаглевший энергетик. На
днях (26 июля) несколько раз «виляло» напряжение, свет то угасал, то включался.
Как узнать, кто виноват – «Сахалинэнерго» или ЖЭУ? Какие гражданско-правовые
отношения существуют между жителями многоквартирного дома и энергоснабжающей
организацией? Наш читатель
Алексей Владимирович Н. спрашивает: «…Хотелось бы услышать внятные объяснения
энергетиков: из чего складываются тарифы на электроэнергию, почему они растут,
а качество обслуживания лучше не становится? Переложили бремя своих расходов на
плечи рядовых плательщиков! И кто ответит за сгоревшие электроприборы?» За
что платим? Разберемся не
спеша. Нас призывают к народовластию в сфере ЖКХ! Значит, неплохо бы народу
разобраться – за что мы платим? По каким тарифам и кто эти тарифы
устанавливает? При советской власти мы не имели таковой головной боли: она,
власть, брала на себя все заботы по управлению коммуналкой, присылая каждому в
положенный срок квитанцию с твердой суммой, не нагружая сложными подсчетами
некомпетентное население. Хорошо ли, плохо ли с нами поступало государство? Но
сегодня это «аукнулось». Ведь народу
предложили: возьмите и создайте свои ТСЖ. И не спросили, где мы возьмем
такое количество специалистов и просто
умников? Спросите у любого прохожего, правильно ли город рассчитал тариф за
электроэнергию и кто по закону это должен делать? Ответят единицы, а жаль. И
прав наш читатель – необходимо самообразовываться, чтобы не
вляпаться в очередной коммунальный абсурд. Руководствуясь правилом: если не
ты кого-то, то кто-то – тебя. Тариф
никто не утверждал… На наши вопросы
ответил член общественного
Правозащитного центра Сахалинской области Сергей – Сергей
Михайлович, механизм расчета и утверждения тарифа за коммунальные услуги – это
сложная арифметика для юридически неграмотного и к тому же ленивого
потребителя. Как проверить, соблюдены ли наши права? – Прежде всего,
необходимо гражданам определиться и осознать, что такое коммунальные услуги,
как понятие. В трактовке п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая Скажу прямо: на
сегодняшний день у нас в городе тарифа на жилищно-коммунальные услуги для граждан,
проживающих в многоквартирных домах, – нет, поскольку не определен исполнитель
этих коммунальных услуг. – Мы и так ходим
по минному полю коммуналки, а вы..! Тарифы – есть, их утверждали органы
местного самоуправления. – Согласно п. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за
коммунальные услуги для нанимателей жилья рассчитывается по тарифам,
установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Экономически
обоснованный тариф включает в себя затраты по предоставлению услуг и прибыль в
размере не более 5 процентов, целевым образом направляемую на реконструкцию и
модернизацию организаций ЖКХ. В затраты входят: электроэнергия, топливо,
амортизация, заработная плата и отчисления, материалы, цеховые и
общехозяйственные расходы. Структура затрат зависит от вида услуг. Федеральным
законодательством закреплено, что установление тарифов на услуги ЖКХ
производится главами администраций городов и районов только на основании
независимой экспертизы обоснованности затрат. Это знают и наши руководители. Однако городское
Собрание утверждало не тариф, а некую методику расчета якобы за оказанные
коммунальные услуги (решение ГС г. Южно-Сахалинска от 21.12.2005 № 96/8-05-3 «О
ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН, ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ», а мэр
города своим постановлением от 28 ноября Есть такое понятие «коммунальный ресурс» – это
стоимость товара (электроэнергии, тепловой энергии), умножаемый на количество
потребленной энергии. Но коммунальная услуга складывается из многих
составляющих – первая и основная, если говорить об отоплении (теплоснабжении) и
электроснабжении, то энергия (товар) составляет все 90 процентов тарифа.
Электроэнергию гарантирующий поставщик поставляет к стенке дома. А дальше ее
принимает ЖЭУ и ведет распределение, обслуживание сетей, – Значит,
исполнитель несет свои затраты? – Именно. Затраты
исполнителя коммунальных услуг, которые должны быть тоже включены в тариф, плюс
нормированная прибыль исполнителя коммунальных услуг. Иное, иначе как
лукавство, не назвать. Не являясь исполнителем коммунальных услуг, поставляя
электрическую и тепловую энергию к многоквартиным домам на границу балансовой
принадлежности, «Сахалинэнерго» в квитанции пишет не «тепловая энергия», а
теплоснабжение или отопление. Лукавство
все это в чистейшем виде. Данная ситуация
чревата тем, что «Сахалинэнерго» как сторона, продающая энергоресурсы по
договору энергоснабжения, не несет ответственности за качество оказываемых
коммунальных услуг, а жилищно-эксплуатационная организация не отвечает за
уровень предоставления гражданину таких услуг, поскольку не участвует в договорных
отношениях по их оказанию. Товар
или услуга? – Разве это не
одно и то же? – Электрическая
и тепловая энергия – это товар. А электроснабжение и отопление
(теплоснабжение), согласно общероссийскму Классификатору услуг, утвержденному
постановлением Госстандарта РФ от 28 июня – Эти
границы ответственности подтверждены
законом? – Есть
соответствующее постановление правительства РФ № 491 от 13 августа Коммунальная услуга – это не что иное, как действие исполнителя по созданию комфортных условий проживания граждан. Обращаю внимание, «действие», но не товар. Товар – нечто овеществленное, материальное. Чтобы получить
коммунальную услугу, например, отопление, нужно купить тепловую энергию,
произвести соответствующую регулировку во внутридомовых сетях, подать ее в
квартиру, обеспечить соответствующую вентиляцию, теплоизоляцию стен и окон, в
подъезде обеспечить закрытые двери и окна. Этой деятельностью, повторю,
«Сахалинэнерго» не занимается, а коль так, то и платить граждане не обязаны. – Не может быть,
чтобы в компании «Сахалинэнерго» этого не знали. – Что вы, там
работает армия компетентных маститых юристов. Вывод один – все делается по
заказу, намеренно. Недавно прошел судебный процесс по делу признания договора
на электроснабжение недействительным и ничтожным. Мы представили разъяснения
советника президента Дмитрия Гордеева по вопросам коммунальных услуг, где
сказано, что граждане многоквартирного дома не могут быть абонентами по
договору купли-продажи электрической и тепловой энергии, равно и воды как
товара. Они могут быть только потребителями коммунальных услуг. Так говорит
закон. Однако в нашем городе существует иная практика. – Опять же,
попрошу вас подтвердить сказанное – законом … – Это очень
пространный вопрос, я могу для интересующихся посоветовать прочесть в
специальном журнале «Жилищное право», № 3, Правительство РФ
утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые
определяют порядок предоставления и оплаты. Там говорится только об оплате за
коммунальные услуги. Закон
позволяет… – Потребитель
говорит просто: «У меня отключили свет!», а товар это или услуга – никто не
задумывается. Очевидно, в этом должны разбираться юридически ответственные
лица. Кто именно? – Последним
пунктом этого постановления сказано: контроль за исполнением возложить на
субъекты Федерации и местное самоуправление в лице администрации области и
города. Однако это постановление не исполняется, так как орган местного
самоуправления «сам себя контролирует», игнорируя и Жилищный кодекс, и
постановление правительства. Ссылается на статью 57 Устава города о правах,
наделенных местным самоуправлением в области регулирования предоставления
коммунальных услуг. Поднимите Устав
– нет там этого. Жилищный кодекс
(ст. 12, 13, 14) четко распределяет, что находится в ведении правительства,
субъекта Федерации и местного самоуправления. Так вот, субъектам Федерации,
местному самоуправлению не дано права устанавливать иные правила предоставления
и оплаты коммунальных услуг, чем те,
которые уже установлены правительством РФ. О чем можно
говорить, если даже главный государственный
инспектор по ЖКХ Это пишет
госчиновник, который наверняка знает, что органом местного самоуправления
превышены полномочия. При таком «государственном контроле со стороны «жилинспекции»
наши отцы города пошли дальше и возродили так называемое «телефонное право»: Например, один
из чиновников заключил с ОП «Энергосбыт»
и ОАО «Сахалинэнерго» весьма интересный договор П. 3.1.18:
«Исполнять в установленные в телефонограмме сроки все указания энергоснабжающей
организации (в лице Южно-Сахалинского ОП «Энергосбыт») по отключению в подаче
электроэнергии абонентам-неплательщикам и потребителям, не заключившим договор
энергоснабжения с ЭСО (физических, юридических и приравненнных к ним лиц) в
своих электроустановках. Перечень абонентов–неплательщиков представляется
Южно-Сахалинским отделением ОП «Энергосбыт» за трое суток до указанной даты
отключения. Вот так нас
понуждают заключать прямые договоры... – Значит, наши
права потребителя нарушены? Если такое происходит, значит, закон – позволяет. – Подпункт 2 п.
3 ст. 11. Жилищного кодекса гласит:
«Защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и
пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения». А потребовать
возвратить миллиарды рублей, которые уже отняты у безграмотного населения,
некому. Прокуратура молчит, на многочисленные обращения граждан ответ один –
«не усматривает необходимости мер прокурорского реагирования». И, как «высший
пилотаж», даже термин новый прокурором города придуман – «поставщик
коммунальных услуг». А вот прокуратура Омской области, по данным РИА «Сибирь», Омск, http://ria-sibir.ru, считает
незаконным переход на прямые договорные отношения между «Омскэнерго» и
населением. Неправильным
представляется прокуратуре и порядок взимания платы компанией «Омскэнерго» с
граждан «как бы» за оказание услуг. Согласно нормам Жилищного кодекса,
собственники помещений должны вносить плату за коммунальные услуги в
организацию, которая осуществляет управление домом, например, предприятие
жилищно-коммунального хозяйства. Прокуратура области внесла представление на
имя генерального директора «Омскэнерго» с требованием устранения данных
нарушений. – Сергей
Михайлович, вернемся к первому вопросу. Тариф у нас все же есть. Допустим, это
тариф на товар, который установила РЭК. По-вашему, его удастся сдерживать или
ждать скачка вверх? – Все дело в
определениях – вы автоматически и ошибочно ставите знак равенства между
отпускной ценой товара и ценой коммунального ресурса. Тариф товара –
да! Есть – отпускная цена товара, по которой «Сахалинэнерго» отпускает тепловую
и электроэнергию к стене многоквартирного дома. Но это – не коммунальная
услуга. Энергия в коммунальную услугу для граждан трансформируется именно во
внутридомовых сетях, которые обслуживают ЖПЭТ.
Они регулируются по-разному, имеют свои ГОСТы. Выходит, что граждане
сегодня платят по счетам незаконно. Беседовала Елена
Герцен. P. S. Невольно задумаешься, а стоит ли
организовывать ТСЖ, чтобы потом, запутавшись в дебрях витиеватых законов и не
сумев обеспечить качественными коммунальными услугами жителей, потом на коленях
приползти к тому же, от чего так стремились уйти. Открыв п. 2 ст. 4 (Правовое регулирование отношений
в сфере электроэнергетики) закона «Об электроэнергетике», я прочла: 1. Нормативные
правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере
электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами
правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной
власти. 2. Органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе
принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в
сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами. А открыв ст. 55
Гражданского кодекса «Представительства и филиалы»: представительством является
обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его
нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет
их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или
их часть, в том числе функции представительства». Стоит всем задуматься,
законна ли деятельность Южно-Сахалинского отделения ОП «Энергосбыт»? Кому и
зачем мы платим деньги? Хочется верить,
что специалисты «Сахалинэнерго», Роспотребнадзора и надзорных органов власти
смогут без труда нам ответить на животрепещущий вопрос – может ли (имеет ли
право) или обязана оказывать коммунальные услуги тепло- и электроснабжающая
организация? И где граница, на которой товар трансформируется в услугу? Что
утверждало городское Собрание? И зачем создано это южно-сахалинское
отделение ОП «Энергосбыт», нарушающее наше право не быть обманутыми. |
|
||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 |