0
Пятница, 17.08.2018, 00:16 Приветствую Вас Гость

Антижэк.рф

Главная | Регистрация | Вход | RSS

Кому мы платим?

Газета «Южно-Сахалинск - твоя газета» № 28 от 13-19 июля 2006 г.

 

Кому мы платим?

http://www.russia-energy.ru/siberia/sahalin_obl/relaibility_sahalinenergo_10.htm

 

"Уважаемая редакция! "Энергосбыт" то ли от того, что порядка нет, то ли целенаправленно вымогает у населения деньги. Хотелось бы знать, когда жители города, отправляясь платить за электроэнергию, смогут с полным доверием подойти к кассе и рассчитаться, полагаясь на честность и порядочность обслуживающей компании?"

С таким вопросом к нам обратился житель Южно-Сахалинска, проживающий по ул. Вокзальной. По счетам он платит в положенный срок, боясь отключения света, разбирательства, красной полосы на квитанции и всяческих связанных с этим неприятностей. Но избежать их все же не удается. Получив, например, в апреле квитанцию, где значилась сумма 932,15 руб., он подошел с разъяснениями к дежурному оператору и услышал ответ: "Да ничего страшного, сейчас исправим, просто неправильно насчитали", и, зачеркнув первую цифру, пишет 320,58 руб., не объясняя причину ошибки.

 И происходит это ежемесячно - завышенные суммы, хотя в квартире отсутствует счетчик, а значит, расчет должен производиться по среднему потреблению электроэнергии. Возмущает его и то, что положенная запись "Ветеран труда" ставится в квитанциях не всегда, соответственно в графе "льгота" - ноль. А ведь многие подходят и оплачивают ту сумму, которая значится в платежке, избегая унизительных разборок.

Кто подвешивает нас за ноги, как глупого Буратино, пытаясь вытрясти жалкие монеты? Отчего вместо того, чтобы упростить людям систему расчета и оплаты, ее усложняют. Вопрос неподъемный для ума рядового гражданина.

О том, какими правами обладает наниматель жилого помещения, как  разобраться в тонкостях договорных отношений, сложившихся между ним  и ОП "Энергосбыт", мы обратились в Общественный правозащитный Центр Сахалинской области, где на основе многочисленных обращений граждан по жилищным вопросам проводится анализ практики правоприменения на местном уровне положений Жилищного кодекса РФ.

На наши вопросы согласился ответить член Совета общественного правозащитного Центра Сергей Золочевский.

 

- Сергей Михайлович, отчего, по-вашему, происходит такая путаница со счетами? Где человеку искать истину в вопросах, касающихся платежей за жилье и жилищно-коммунальные услуги?

 

Путаница, как вы метко выразились, возникла тогда, когда ОАО «Сахалинэнерго» истолковало решение городского Собрания от 24 декабря 2004 года N 814/101-04-2 "О порядке предоставления и оплаты тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение населением, проживающим в жилищном фонде МО "Город Южно-Сахалинск" и  постановление мэра города от 5 марта 2005 г. N 434 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде», как право напрямую требовать от граждан оплаты товара в виде поставляемой гражданам тепловой и электрической энергии. Анализ данных нормативных актов выявил, что  в ОАО «Сахалинэнерго» проигнорировали пункт 2.1. постановления мэра города от 5 марта 2005 г. N 434, где речь идет о заключении договоров на предоставление гражданам жилищно-коммунальных услуг, а не товара, как предлагает ОАО «Сахалинэнерго» в своих договорах.

Да иначе быть и не могло, поскольку ОАО «Сахалинэнерго» не является ни наймодателем, ни управляющей организацией муниципального жилищного фонда города. А практика требования с населения платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию, под видом предоставления товара, противоречит  п. 3, 4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

А истину гражданам можно пытаться найти в суде. Для этого необходимо созреть до соответствующего правосознания о нарушении их прав, проявить настойчивость и терпение.

 

Как поняла, суть постановлений состояла в том, что если раньше мы платили в жилищный орган, то сейчас граждане должны платить напрямую, минуя  этот самый жилищный орган.

- А в чем разница для народа?

 

Суть - в их незаконности. Указанные нормативно- правовые акты  (в завуалированной форме так или иначе устанавливающие порядок предоставления гражданам и оплаты жилищно-коммунальных услуг - далее ЖКУ)  приняты с превышением полномочий,  установленных ст. 14 Жилищного Кодекса РФ. А в соответствии с  пунктом 16 ст. 12  такие вопросы находятся в компетенция органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Издавая свое постановление 5 марта 2005 года, бывший мэр города Сидоренко Ф.И. не мог не знать, что с 1 марта вступил в силу новый Жилищный Кодекс. Очевидно и Городскому Собранию следовало бы по крайней мере с 1 марта 2005 года признать свое решение от 24 декабря 2004 года № 814/101-04-2 утратившим силу, чего не происходит.

- А для граждан это создает определенные неудобства. Раньше все платежи осуществлялись по одной квитанции, сейчас - по трем, которые приходят в разное время, значит, нужно выстоять в сберкассе или почте три очереди. Плюс неудобства, связанные с заключением невыгодных для населения договоров, с ОАО "Сахалинэнерго". Естественно за наш счет содержится еще один «РКЦ»  от ОАО "Сахалинэнерго" в виде "Программы учета».  Какова доля платежей из наших карманов на ее содержание - тайна за семью печатями.

 

- Должен ли гражданин заключать предлагаемый ему договор, и какой из сторон он нужен больше - абоненту или ЭСО (энергоснабжающей компании)?

 

Чиновник все предусмотрел.  На первый взгляд - нет не должен. Однако при оформлении жилищной субсидии гражданам не дадут справку о наличии или отсутствии задолженности по платежам без участия ОАО «Сахалинэнерго», а там без заключенного договора справку не дадут, и субсидии не видать.

- Да, некоторые категории граждан могут заключать  договоры при определенных и точно очерченных условиях. Если человек проживает в одно-двухквартирном доме и присоединение коммуникаций происходят напрямую. Но если граждане проживают в государственном,  муниципальном или ведомственном жилищном фонде, в многоквартирном доме - здесь и возникают сложности. По этому поводу высказался Верховный Суд РФ своим решением от 22 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-334, 382, а на местном уровне Сахалинский арбитражный суд по делу А 59-208/06-С25 решением от 14 апреля 2006 года, в мотивировочной части недвусмысленно подтвердил о незаконности практики заключения с населением прямых договоров на коммунальные ресурсы.

 

- Значит, заключение договоров с ОП "Энергосбыт", которое происходит через окошечко, незаконно?

 

Для определенной категории граждан, проживающих в многоквартирных домах ведомственного, муниципального и государственного жилищного фонда - незаконно.
 При любых обстоятельствах, каждый гражданин имеет право в течении одного месяца изучать предлагаемый договор. А при несогласии направить договаривающейся стороне  протокол разногласий.  При этом предложение договора должно быть оформлено соответствующим образом, т. е. проект договора должен быть изначально подписан договаривающейся стороной и заверен подлинной печатью.  Иначе просто предложение публичного договора не состоялось. Никакие ксерокопии  в таких случаях недействительны.

 

-А если дом, например, принадлежит ОАО "Сахалинские железные дороги", нужно ли жильцам заключать предлагаемый договор?

 

- Нет, если это многоквартирный дом, какому бы ведомству он ни принадлежал. В каждом доме есть своя внутренняя сеть, через которую потребитель получает коммунальные услуги. И если внутренние сети принадлежат муниципалитету, или иному собственнику, значит договор на коммунальные ресурсы должен быть заключен с собственником жилищного фонда, от которых граждане и получают коммунальные услуги в виде электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и т.п.

 

- А если бы именно так и было?

 

- Ведь вам и мне, в общем-то, безразлично, сколько горячей воды проходит через отопительную систему квартиры. Важно лишь получить качественную коммунальную услугу в виде благоприятной температуры в жилье. А ОАО "Сахалинэнерго" навязывает жильцам договор на куплю-продажу товара – электрической и тепловой энергии. В этом суть разница, правового регулирования предоставления услуг и продажи товара, в чем население в большинстве случаев не видит разницы. Даже тогда, когда зимой в квартирах холодно, а весной нестерпимо жарко. А ведь и холод и жара в квартирах не являются комфортными условиями.

 

- Ведь народ наш не силен в коммерции и не вникает в такие тонкости.

 

-  ОАО "Сахалинэнерго" предлагает населению эти договоры, употребляя двусмысленные выражения, нетехнические термины, которые не несут никакого правового смысла. Хотя по-житейски они понятны, однако при разборках в суде таковые термины признаются чаще всего не имеющими правового смысла, соответственно иски граждан могут быть и проиграны. Полагаю, что при мощной юридической службе ОАО "Сахалинэнерго", делается это умышленно, чтобы снять в будущем ответственность за свои неправомерные действия. Так что в честности и порядочности обслуживающей  и договаривающейся стороны - компании  ОАО "Сахалинэнерго" следует усомниться.

 

- Вернемся к нашему читателю. Допустим, он заключил договор с ОП "Энергосбыт". Он получил какие-либо гарантии на качественное обслуживание?

 

- ОП "Энергосбыт" не является юридическим лицом, значит, в случае возникших конфликтных вопросов отвечать не обязан. Счета-квитанции граждане получают незаверенные по придуманной и удобной для получателя денег форме и  приходят гражданину через фирму "Программы учета", с которой он, гражданин, договор не заключал. Тогда кто же будет отвечать в случае судебного разбирательства?

Важен еще один момент: на последних платежных квитанциях даже не указан получатель денег, имеются лишь платежные реквизиты.  А народ все платит… «добровольно» … в никуда…   Кому же отвечать? Нет, не найдется таковых.

 

- А сама квитанция соответствует нормам?

 

- Нет.  И никогда не соответствовала. В недалеком прошлом, письмом Минэнерго от 17 сентября 2004 г. N 10-680 с целью минимизации затрат управляющих организаций и улучшения собираемости платежей за жилье и коммунальные услуги на местах рекомендовано применять технологию работы в "одно окно" на основании единой счет-квитанции, утвержденной Правительственной комиссией по реформированию ЖКХ Российской Федерации протоколом N 3 от 24 сентября 1999 г.,

Совершенно определенные требования к форме и содержанию платежного документа имеются и в новых «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», (п.п. 37, 38) утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, однако нашими жилищными органами и ОАО"Сахалинэнерго" не исполняются. И понятно почему. Согласно «Правил…» требуется недвусмысленно раскрыть для потребителя информацию, которая всегда тщательно умалчивалась.

А уж если все-таки граждане заключили договор с ОАО «Сахалинэнерго», на куплю-продажу товара в виде электрической, тепловой энергии и горячего водоснабжения, то платежный документ предъявляемый гражданам, должен соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур…» При этом до оплаты счета-фактуры, граждане должны подтвердить получение такового товара соответствующего качества и количества. Как видно это очень невыгодно для ОАО «Сахалинэнерго», а налоговая служба молчит, молчит «Роспотребнадзор» и Государственная жилищная инспекция Сахалинской области, которые призваны защищать граждан.

Наверняка руководству ОАО"Сахалинэнерго" эти обстоятельства известны, да и правозащитный Центр информировал  о введении  новых форм счетов  для населения.

Конечно в трудную ситуацию попали городские власти в связи с вступлением в силу указанного постановления Правительства РФ №   307 от 23 мая 2006 года, поскольку гражданам недвусмысленно и открыто надо предъявить счет или за товар или за предоставление коммунальных услуг.

А тут и налоги разные и требования к формам счетов и т.д., разная и ответственность перед потребителем.


- Значит, сильным мира сего закон не писан?

 

Он давно для «сильных мира сего» не писан, жаль народ инертен и не замечает того.

Вместе с тем, правозащитный Центр Сахалинской области проводит планомерную разъяснительную и консультативную работу с людьми, с целью доведения до их сознания  правонарушений, которые рядовыми потребителями даже не осознаются таковыми.

 

                                                     ***

Выходит, наш читатель, заключив договор с ОАО «Сахалинэнерго» через Обособленное подразделение "Энергосбыт", затянул петлю на собственной шее. Возможно, он окажется более "дотошным", чем другие плательщики и сумеет разобраться во всем, если позволят. Ведь существует п. 2 ст. 24 Конституции РФ, обязывающий органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

 Старое поколение сожалеет о прошедших временах, когда они бездумно подчинялись кассиру в окошечке, свято веря, что в нашем государстве обмана просто быть не может, ну если только ошибутся.

Очевидно, что тонкости Жилищного Кодекса понятны лишь специалистам. А сегодня время диктует иные правила: надо жить своим умом, все анализировать, взвешивать.

Вытащив из почтового ящика бумажку - счет-извещение на оплату за жилье и коммунальные услуги, изготовленную компьютерной графикой, не имеющую выходных данных и защиты от подделок, не имеющую печати и подписи управляющей организации, мы имеем право усомниться в ее подлинности.

Не стоит ругать время, в котором мы живем - замечательное время, только вот идти с ним "в ногу" мы еще не научились.  

Елена Герцен

 

Кто заплатит за прибор?

 

Согласно Гражданского кодекса РФ энергоснабжение относится к купле-продаже товара. В статьях 539 - 548 §6 главы 30 («Купля-продажа») ГК РФ подробно расписано и про количество, и про качество энергии, и про момент, с которого договор считается заключенным, и даже про обязанности покупателя по содержанию приборов. Но вот про то, кто должен устанавливать приборы учета на тот же дом, в законе ничего не сказано. Поэтому лихие люди говорят: вот вы сами будете хозяевами, скинетесь и поставите себе счетчики на входе в дом, чтобы вас никто не обсчитал.

А мы говорим: раз нет прямого указания закона относительно того, кто должен устанавливать приборы учета, то в порядке, предусмотренном ч..4 ст.1 ГПК РФ, воспользуемся аналогией закона. В магазине товар взвешивают на своих весах и даже семечки тетушки отпускают своими стаканчиками. Никто со своими весами, со своим метром, со своей мерной кружкой не ходит на базар. Так что, коли взялись за энергоснабжение, то извольте установить приборы учета за свой счет.

Сегодня на рынке энергоснабжения мы видим только одного продавца. А обломать монополисту крылья очень сложно. Поэтому тем жителям, кто объединился в ТСЖ, не рекомендуем выкладывать свои денежки - постарайтесь вместе с другими ТСЖ координированными действиями вынудить поставщика энергии поставить приборы учета за свой счет.

 

Чубайс подкрался незаметно, так что электроэнергия, горячая вода и теплоснабжение - это все он.

Форма входа
Поиск
Наш опрос
Вас обманывают коммунальщики?
Всего ответов: 65
Статистика