|
0
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 158-ст
Дата введения - 1 января 2001 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
SERVICES LIVING CONDITIONS AND PUBLIC UTILITIES. GENERAL SPECIFICATIONS
ГОСТ Р 51617-2000
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС), ГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова" (АКХ) и ООО "Центр экономики систем инженерного обеспечения" (ЭСИОЦентр). Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Жилищно-коммунальные услуги" (Госстрой России). 2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 158-ст. 3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды. Стандарт применяется организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - исполнителями), оказывающими жилищно-коммунальные услуги. 2. Нормативные ссылки 3. Определения В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. Жилищно-коммунальные услуги: действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. 3.2. Исполнитель, потребитель: по ГОСТ Р 50646. 3.3. Ремонт: комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта и восстановлению ресурса изделия или его составных частей. 3.4. Техническое обслуживание: комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. 3.5. Эксплуатация: стадия жизненного цикла объекта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество (работоспособное состояние).
4. Общие технические требования
4.1. Жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем. 4.2. Потребительские свойства и режим предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения должны соответствовать составу выполняемых услуг, периодичности и срокам, в течение которых исполнитель должен их выполнять, и действующим стандартам и нормативам. 4.3. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.156, ГОСТ Р 50645, ГОСТ Р 51185, СНиП 2.08.01, СНиП 2.08.02, [1], [2]. 4.3.1. Жилые здания, коммунальные гостиницы и прочие коммунальные места проживания признаются непригодными для проживания в соответствии с требованиями [3]. 4.3.2. Строительные конструкции жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания подлежат полной замене: - в полносборных, кирпичных и каменных зданиях - при физическом износе более 70%; - в деревянных зданиях и зданиях со стенами из местных материалов, а также мансардах - при физическом износе более 65% [3]. 4.3.3. При капитальном ремонте жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания следует осуществлять: - устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные, экономичные и энергосберегающие, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий; - улучшение планировки, повышение уровня благоустройства помещений; - устранение неисправностей автоматических систем противопожарной безопасности; - оснащение недостающими видами инженерного оборудования (обеспечивающими энергосбережение, измерение и регулирование потребления тепла, холодной и горячей воды, электричества и газа и
4.4. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту лифтов должны соответствовать требованиям [5], [6]. 4.4.1. На основном посадочном (погрузочном) этаже или в кабине лифта исполнителем должны быть вывешены правила пользования лифтом и табличка с указанием:
- номера телефона для связи с обслуживающим персоналом или с аварийной службой. 4.4.2. Исполнитель должен осуществлять техническое освидетельствование лифта не реже одного раза в год. Эксплуатация лифта, у которого истек указанный в паспорте срок работы, допускается по результатам технического освидетельствования. 4.5. При оказании услуг внутридомового освещения мест общего пользования должны применяться светильники в безопасном исполнении. 4.6. Исполнитель, оказывающий услуги по техническому обслуживанию и ремонту мусоропровода, должен обеспечивать: - уборку загрузочных клапанов и бункеров; - удаление отходов из мусороприемных камер, уборку мусороприемных камер; - мойку сменных мусоросборников; нижней части ствола и шибера мусоропровода; - очистку и дезинфекцию всех элементов ствола мусоропроводов и сменных мусоросборников;
- устранение дефектов и неисправностей в конструкции и работе механизмов мусоропровода. 4.7. При оказании услуг по сбору бытовых отходов на придомовой территории должны быть установлены сборники для твердых отходов: - переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 куб. дм, установленные под навесом, - для жилых домов с населением до 200 человек; - контейнеры вместимостью до 800 куб. дм - для домов с населением 200 человек и более. В неканализированных зданиях должны быть установлены сборники (выгребы) для жидких отходов [7]. 4.8. Услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки: - не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 °C; - ежедневно - при температуре воздуха выше 14 °C; - по мере накопления - нечистоты и помои неканализированных домовладений, крупногабаритные бытовые отходы. Нормы вывоза бытовых отходов приведены в Приложении А. 4.9. Содержание придомовых территорий каждого домовладения должно обеспечить свободный проезд (подъезд) технических средств специальных служб (пожарная, спасательная, санитарная и другая техника). Придомовая территория каждого домовладения должна иметь санитарный паспорт. 4.10. Услуги по уборке внутриподъездных и придомовых площадей, газонов, детских, спортивных, хозяйственных и других площадок, санитарно-гигиенической очистке жилых зданий и придомовых территорий должны соответствовать требованиям [1], [8]. 4.11. Услуги по содержанию и уходу за зелеными насаждениями придомовых территорий должны оказываться исполнителем в агротехнические сроки согласно [9], [10]. Зеленые насаждения должны быть расположены на расстоянии от зданий и сооружений, указанном в таблице 2.
4.12. Потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: - безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; - непрерывность потребления. 4.12.1. Для безопасного потребления услуг должно быть обеспечено соответствие свойств и характеристик:
4.12.2. Поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем. При необходимости учета местных условий рекомендуется применять нормы потребления воды, электрической энергии, газа, приведенные в Приложении Б. 4.12.3. Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным [13], за исключением времени перерывов: - для проведения ремонтных и профилактических работ; - в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей. 4.12.4. Внутридомовые электрические сети, электротехническая арматура и электрооборудование, водопроводные и канализационные системы, отопительное оборудование, арматура и сети отопления и горячего водоснабжения, системы вентиляции и кондиционирования при физическом износе 61% и более подлежат полной замене [4]. 4.12.5. При эксплуатации внутридомовых электрических сетей, электротехнической арматуры и электрооборудования, водопроводных и канализационных систем, отопительного оборудования, арматуры и сетей отопления и горячего водоснабжения, систем вентиляции и кондиционирования должна быть обеспечена техническая и информационная совместимость оборудования и приборов учета с соответствующими наружными системами, а также системами сбора, обработки и передачи данных о потреблении воды, тепловой и электрической энергии, газа. 4.13. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей, электротехнической арматуры и электрооборудования должны соответствовать требованиям [1], [14]. 4.13.1. Время перерыва в предоставлении электрической энергии потребителю при аварийных ситуациях не должно превышать: - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания - времени, необходимого для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной бригады; - при наличии одного источника питания - 1 сутки [15]. 4.13.2. При оказании услуг исполнителем сопротивление изоляции электрических сетей и электротехнической арматуры должно быть не менее 0,5 МОм [15]. 4.13.3. Число работающих светильников наружного освещения должно быть не менее 90% от числа установленных в соответствии с [16]. 4.14. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем водоснабжения и канализации должны соответствовать требованиям [1], [17]. 4.14.1. Время ликвидации аварий на наружных трубопроводах водоснабжения не должно превышать сроки, установленные СНиП 2.04.02 для различных категорий централизованных систем водоснабжения. 4.14.2. Нормы расхода воды и стоков внутридомовых санитарных приборов должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.01. Отклонения максимальных расходов воды санитарными приборами допускаются в размере не более 10%. 4.14.3. Внутренний водопровод зданий должен быть герметичен при давлении 1 МПа. 4.14.4. Свободный напор в сети у водоразборных колонок должен быть не менее 0,1 МПа в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02. 4.14.5. Канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении до 0,1 МПа. 4.15. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.08, [1], [18], [19]. 4.15.1. Давление сетевого газа, подаваемого в жилые здания, коммунальные гостиницы и прочие коммунальные места проживания, должно быть не более 0,005 МПа. 4.15.2. Внутридомовое газовое оборудование и газопроводы подлежат замене в соответствии с требованиями [18], [19]. 4.16. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем отопления и горячего водоснабжения должны соответствовать требованиям [1], [20 - 22]. 4.16.1. Продолжительность отключения наружных сетей отопления и горячего водоснабжения при аварийных ситуациях должна определяться допустимым снижением температуры воздуха в жилых помещениях: - не более 16 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 12 °C; - не более 8 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 10 °C; - не более 4 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 8 °C. 4.16.2. В отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 и требованиями СНиП 2.08.01. 4.16.3. Температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C [18]. 4.16.4. Допустимые отклонения показателей характеристик услуг приведены в таблице 4. 4.17. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования должны соответствовать требованиям [1], [2]. 4.17.1. Нормы кратности воздухообмена для различных помещений жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должны соответствовать таблице 3 и СНиП 2.08.01. 4.17.2. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех помещений при температуре наружного воздуха 5 °C и ниже. 4.17.3. При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10%, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 °C. 4.18. Сроки устранения неисправностей в жилых зданиях, коммунальных гостиницах и прочих коммунальных местах проживания приведены в Приложении В. 4.19. Учет, контроль и оценку технического состояния жилищного фонда следует выполнять в соответствии с требованиями [4], [23].
5. Требования безопасности
5.1. Жилищно-коммунальные услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей, окружающей природной среды. 5.2. При предоставлении услуг исполнители должны соблюдать следующие требования: - пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004, СНиП 2.01.02, [24];
5.3. При оказании услуг исполнитель должен соблюдать требования санитарных правил и норм для:
5.4. Изделия, вещества и материалы, используемые для оказания услуг, должны соответствовать требованиям стандартов, норм и правил пожарной безопасности, санитарных правил и норм, а также другой нормативной и технической документации. 5.5. Изделия, вещества и материалы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия и используемые исполнителем для оказания услуг, должны иметь сертификат соответствия и знак соответствия в сопроводительной технической документации или сведения о подтверждении соответствия посредством принятия декларации о соответствии. 5.6. Размещение производственного оборудования, материалов, заготовок, полуфабрикатов и отходов производства на непостоянных рабочих местах не должно представлять опасности для работающего персонала и потребителей. В случаях, предусмотренных действующими правилами безопасности, должны быть установлены предупредительные знаки в соответствии с ГОСТ 12.4.026. 5.7. К оказанию жилищно-коммунальных услуг допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.
6. Требования охраны окружающей среды
6.1. Экологическая безопасность жилищно-коммунальных услуг (работ) должна обеспечиваться соблюдением установленных требований охраны окружающей среды согласно требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, нормативной и технической документации. 6.2. Охрана окружающей среды при оказании услуг должна обеспечиваться соблюдением: - предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных физических воздействий [25], [27 - 30]; - нормативов санитарных и защитных зон - в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03, СНиП 2.07.01, [33]; - требований охраны зеленых насаждений [9]. 6.3. Не должно наблюдаться вредных воздействий на окружающую среду как при производственном процессе предоставления услуг, так и при потреблении услуг.
7. Методы контроля
7.1. Для контроля характеристик и свойств жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями, следует использовать следующие методы: - визуальный контроль (осмотр зданий и сооружений, применяемого оборудования, помещений для хранения материалов и пр.); - аналитический (анализ документации - содержание договоров, актов проверки на прочность и герметичность коммуникаций, актов сдачи-приемки ремонтных работ, журналов диспетчерских служб и других документов); - социологический (опрос или интервьюирование потребителей и др.); - инструментальный контроль (проверка коммуникаций, режимов работы санитарных приборов и оборудования, показателей температурного и влажностного режима, анализ проб отбора воды и пр.). 7.2. Требования раздела 4, пунктов 5.2, 5.3, 6.2 проверяют в организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, и у потребителей. Указанные требования должны соответствовать нормативной документации [1 - 26], а также требованиям стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, технической документации на жилищно-коммунальные услуги. 7.3. Требования 5.4 - 5.7 проверяют на основе анализа нормативных и технических документов на оказываемые жилищно-коммунальные услуги и фактического состояния процесса оказания услуг.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 |